БОЛЬШОЙ УРАЛ – 2011

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Паспорт маршрута

Район путешествия Уральский регион и республика Удмуртия
Нитка маршрута гор. Екатеринбург — гор. Пермь — гор. Ижевск — гор. Камбарка — гор. Екатеринбург
Продолжительность путешествия9 дней
Способ передвиженияПоезда РЖД :)

Схема маршрута

СПИСОК ЛИЧНОГО СНАРЯЖЕНИЯ

1. Одежда запасная, штаны и футболка для поезда и гостиницы
  2. Тапочки
  3. В карманах и на себе: паспорт, билеты, визитка, платок носовой, бумага туалетная оперативная, деньги, пл. карточка, часы, компас, свисток
  4. Накидка от дождя
  5. Туалетные и бытовые принадлежности: мыльный крем в тюбике, зубная щетка, зубная паста, бритва, помазок, расческа, бумага туалетная стратегическая, запасные очки, ножницы, пилка для ногтей, иглы, нитки, пуговицы, булавки, резинка бельевая
  6. Кружка, нож

ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ

31 июля, воскресенье

Отъезд

Идея этого небольшого путешествия на поездах состояла в том, чтобы проверить, насколько такие поездки вообще возможны, интересны и комфортны и, кроме того, чтобы посетить три города: большой, средний и малый.

Итак, я съел традиционный перед походами и поездками омлет, в 21:50 вышел из дома и в 22:15 был на вокзале. Через некоторое время объявили посадку. Поезд оказался стандартным, довольно чистым; боковые места рядом со мной были завалены тюками с бельем.

Обычный поезд Екатеринбург – Пермь. Тюки с бельем, пассажиры...

Точно по расписанию, в 23:00, поезд отправился. Моими соседями оказались тетенька лет 40 (внизу), дяденька лет 35–40 и парень лет 25 (на верхних полках). В 24:00 в вагоне выключили свет, и вскоре я заснул.

1 августа, понедельник

Прогулка по Перми, набережная Камы, порт, теплоходик

Проснулся я в 5:10 и отлично успел сделать все утренние дела, пока пассажиры спали. В 5:45 проводница устроила общий подъем, и в 6:45, с небольшим опозданием, поезд прибыл на станцию Пермь-II (Пермь-I — это станция около речного порта, сейчас обслуживающая только пригородные поезда).

Выйдя на привокзальную площадь, я сел на 68-й автобус и доехал до остановки Драмтеатр (это буквально 10 минут, 3 или 4 остановки). Здесь я с улицы Ленина мимо стеклянной пирамиды перешел на параллельную ей улицу Петропавловскую, по которой ходили трамваи. Мне нужен был 35-й автобус или (как я думал) любой другой, идущий до улицы Борцов революции. 35-го не было, я сел на 20-й автобус и довольно быстро (опять 2 или 3 остановки) доехал до Борцов революции.

На сайте гостиницы Релакс, куда я направлялся, была нарисована схема подъезда, которая и ввела меня в заблуждение. По ней выходило, что гостиница недалеко от остановки 20-го автобуса, но это оказалось не так. Сначала я пришел по какой-то грунтовой дороге почти на берег Камы, где меня облаяли собаки, потом вернулся назад и пошел по Борцов революции на запад. Гостиницы все не было, пришлось позвонить им по телефону, и в итоге я пешком прошел около 5 км, до самого конца улицы, прежде чем попал на конечную 35-го автобуса (остановка ПЭМЗ), где и находилась гостиница.

А вот так в Перми выглядят все остановки 35-го автобуса (наверно, и других, не очень центральных, маршрутов). Скромненько, но аккуратно и со вкусом.

Гостиница с двусмысленным названием Релакс находится на пересечении улиц Борцов революции и 3-й набережной, рядом с так называемым кабельным центром. Она небольшая, всего 6 номеров, но довольно уютная. Небольшая проблема в том, что 35-й автобус, который, собственно, и связывает гостиницу с внешним миром, ходит примерно раз в час, зато строго по расписанию. Его я сразу переписал себе в блокнотик.

Моя первая гостиница в этом путешествии. Находится около так называемого кабельного центра :)

Примерно в 8:20 я заселился в гостиницу. В двухместном номере на третьем этаже с кроватями, журнальным столиком, шкафом и телевизором я оказался один. Туалет и душ были на этаже.

А вот и мой первый гостиничный номер. Как говорится, скромненько, но чистенько.

Из окна (пластикового, со шторой и тюлем) открывался чудный вид на кабельный центр: погрузчики, катушки с кабелем... За ним виднелась река Кама. Тепло, светит солнышко, настроение отличное.

Вид из окна пермской гостиницы. Тот самый кабельный центр.

В 9:25 я вышел из номера, в 9:40 сел в 35-й автобус и сразу за мостом через Каму (остановка Попова) вышел. Сегодня первый день моего пребывания в Перми, и я решил немного прогуляться по городу и посетить речной порт. Довольно быстро по Попова я дошел до центра города, до так называемой городской эспланады, и в 10:10 позавтракал в кофейне на Ленина, в здании управления федеральной антимонопольной службы.

Пермь произвела на меня волшебное впечатление. Чистый, очень красивый город, с потрясающей архитектурой, по своему духу и атмосфере очень напоминающий Москву, только без толчеи и суеты на улицах. Очень просторно, довольно мало машин и людей, уютно... Широкие ухоженные улицы, много цветов, автобусы с низким полом. Проезд в общественном транспорте стоит в Перми 12 рублей, в 1,5 раза дешевле, чем в Екатеринбурге!

После завтрака я зашагал по улицам Ленина, Куйбышева, Петропавловской, Комсомольскому проспекту, Орджоникидзе. По центру города идет экскурсионная зеленая линия (в Екатеринбурге она красная).

Пермь — очень красивый город. Улица Ленина, центр города.

Вскоре я оказался на набережной Камы. Широкая судоходная река, красивые мосты, ухоженная аккуратная набережная. Солнышко. Лето.

Набережная Камы. Это вам не речка Исеть...

Дальше я пошел по тенистым аллеям набережной в сторону речного порта. На одной из аллей, на старом чугунном заборе, я обнаружил много-много замочков. Да, традиция оставлять замочки, чтобы вернуться, существует не только в Екатеринбурге! Около замочков стояли дяденька и тетенька лет 50, по виду и разговору китайцы, и вместе со мной их фотографировали.

Замочки на набережной. Традиция эта существует везде, однако!

Опять Кама. Не Волга и не Енисей, но тоже достаточно широка.

Вот и речной вокзал. Здание его заброшено, полуразрушено, окна заколочены... С другой стороны вход в выставку современного искусства (хоть какие-то деньги от аренды), а со стороны Камы напротив речного вокзала установлен довольно любопытный лозунг.

Немного странный такой лозунг прямо напротив речного вокзала.

Кажется, это называется «кнехт». Хоть и река, а повеяло чем-то морским...

Побродив немного по порту и его окрестностям, я решил совершить речную прогулку на теплоходике. Проблема была в том, что для этого должно было быть не менее 15 желающих; к счастью, необходимое количество людей нашлось и в 12:20 на теплоходе Алмаз мы отплыли.

Вот на этом милом теплоходике я и совершил речную прогулку.

Поплыли мы вверх по Каме, мимо красивых зданий на берегу, мимо сидящих с удочками рыбаков и купающихся мальчишек. С воды Пермь тоже красива, в том числе и северо-западный берег Камы, застроенный коттеджами и деревянными домиками.

Речные просторы действительно просторны :)

В 13:50 прогулка закончилась, я еще немного погулял в окрестностях порта, а потом пошел по Орджоникидзе в сторону центра. Около порта мне попался современного вида троллейбус; в Екатеринбурге таких пока нет.

Пермский троллейбус. Когда такие появятся в Екатеринбурге?

По пути я нашел небольшое кафе и с 14:30 до 15:00 пообедал. Дальше путь мой лежал в центр. Всё-таки Пермь — замечательный город. Нет в нем той эклектики, что в Екатеринбурге, а есть единство стиля, какое-то очаровательное дыхание старины и любовь горожан к своему городу.

Пермская архитектура. И это не отдельно стоящее здание, это стиль города. Нет там той безобразной эклектики, что у нас...

На крыше здания правительства Пермского края сидит красный человечек. И все улыбаются :) Это настроение города...

Неожиданные вывески можно встретить на улицах :) Эдуард Эргартович тут не имелся в виду, конечно, это всего лишь Россельхозбанк.

Гуляя по центру, я побродил около красивого здания Оперного театра, посидел в его скверике. Рядом с ним идет красная линия: она, в отличие от экскурсионной зеленой, обозначает романтический маршрут по городу... По ней передо мной шел серьезного вида дяденька, в костюме и с портфелем.

Пермский театр оперы и балета.

По красной линии, романтическому маршруту, одиноко шел серьезный мужчина с портфелем...

Незаметно для себя я свернул на улицу Кирова. Здесь недалеко здание ТЮЗа, а чуть поближе к центру — администрация Ленинского района города. Напротив него обнаружился трехголовый дракончик, а рядом, в пешеходной зоне, грустного вида дяденька играл на трубе. Это было так романтично: вечерний город, лето, нежаркое уже солнышко и задумчивая музыка на тихой улочке... Я даже записал небольшой фрагмент на диктофон (прослушать запись).

Вот такие зверушки встречаются на пермских улицах.

По пути к драмтеатру я наткнулся на любопытную вывеску на магазинчике, с твердым знаком :) С 18:00 до 18:50 поужинал опять в каком-то кафе в центре, а потом совершил небольшую прогулку по продуктовым магазинам, купив немного продуктов в дорогу и на вечер. В 20:20 у драмтеатра я сел в автобус и в 20:45 уже был у себя в номере. Телефонный звонок домой, отдых, легкий второй ужин, и в 22:30 я лег спать.

Где-то я этот твердый знак уже видел... Ах да, группа Алиса, Константин Кинчев...

2 августа, вторник

Пермский зоопарк, краевой музей

Сегодня я решил сходить в зоопарк и в Пермский краевой музей, мимо которого проходил накануне. Ночью в ресторане, что на первом этаже гостиницы, кто-то, от души релаксируя, во все горло пел караоке :) Встал я поздно, в 9:10, и на автобус в 9:40 уже не пошел. Около 11 утра позавтракал купленным накануне печеньем, поизучал карту Перми, в 11:40 вышел из гостиницы, сел на 12-часовой автобус и в 12:40 был уже у зоопарка.

Красивый вход в зоопарк. Внутри не так красиво...

Пермский зоопарк довольно маленький по площади, как и в Екатеринбурге, но производит впечатление менее ухоженного. В 12:45, когда я стоял у клетки со львами, прямо над головой с оглушительным ревом пролетели 4 истребителя, но львы и ухом не повели. Около пустого слоновника висит некролог, где говорится, что слон Джонни умер в 2011 году от инфаркта... Вообще, прогулка по зоопарку произвела на меня тягостное впечатление; у всех животных, а особенно у медведей, очень грустные глаза.

Ну естественно, кому же усыновлять пони, как не объединению перевозчиков?

А вот, собственно, и сама усыновленная. Грустная, как и все звери в этом зоопарке.

Кажется, это козёл.

Недалеко от зоопарка, практически на набережной, находится акватеррариум, который я тоже посетил. Черепахи, змеи, рыбы, крокодилы... Довольно интересно.

А это уже не зоопарк, а акватеррариум, что рядом. Какая-то длинная-предлинная рыба.

Выйдя из акватеррариума, я пошел по улице Орджоникидзе, сфотографировал по пути любопытную надпись на стене, и к 14:30 подошел к столовой Вкусный обед, что около скульптуры с двумя львами на улице Орджоникидзе. Столовая оказалась весьма неплохой, особенно порадовал её супертуалет :)

Вот такие интересные надписи встречаются на пермских зданиях.

Далее путь мой лежал в Пермский краевой (не краеведческий, а именно краевой) музей. Он мне очень понравился: много залов, интересные экспонаты. В зале, посвященном 50–90-м годам нашего века, стоит автомат для торговли газированной водой; мальчик лет 5 активно спрашивал у мамы, что это такое, а она ему объясняла. Рядом с обычной советской авоськой на табличке написано: «Авоська — плетеная сумка для продуктов». Эх, воспоминания...

Пермский краевой музей. Самый первый зал.

В 16:00 я вышел из музея и обнаружил, что пока я там был, на улице прошел небольшой дождик. Отлично! Снова голубое небо с легкими облаками... Опять немного погулял по центру, снова зашел в магазин за продуктами на вечер и в поезд, в 17:10 сел в автобус около драмтеатра и в 17:45 был у себя в номере. В 19:00 поужинал купленной колбасой и булочкой с названием «Школьно-прикольная», после чего занялся сборами. Собрал сумку, убрал в нее карту Перми, которая больше не понадобится... Около 22:00 заснул, завтра вставать в 6:20.

3 августа, среда

Перемещение в Ижевск, прогулка по набережной

Встав по будильнику в 6:20, я в 6:50 вышел из гостиницы и в 7:10 сел в 35-й автобус, оставив на конечной остановке копеечную монетку :) Быстро доехал до драмтеатра, там пересел на троллейбус и вскоре был на вокзале. В 8:00 открылось вокзальное кафе, я позавтракал, а около 8:50 сел в поезд Пермь–Новороссийск. Что ж, прощай, славный город Пермь...

У меня купейный вагон. Соседями по купе оказались дяденька лет 50, механик гальванического цеха какого-то пермского предприятия, едущий по путевке в Новороссийск, молодой лейтенант, окончивший Пермский военный институт внутренних войск МВД и следующий к первому месту службы на Северный Кавказ, в Ростов-на-Дону, с пересадкой в Ижевске, и курсант 3 курса того же училища, тоже едущий до Ижевска.

За разговорами о технологии гальванических покрытий, особенностях современной военной формы и прочих интересных вещах время пролетело незаметно. В середине поездки я еще пообедал купленными в Перми рыбными консервами и печеньем, и вот в 14:15 мск (далее время буду указывать московское; в Ижевске и в Камбарке московское время) мы в Ижевске.

Ижевский вокзал небольшой, но очень аккуратный и уютный.

В кассе вокзала сразу купил билет на пригородный поезд до Камбарки на 6 августа, позвонил домой, на привокзальной площади в 14:40 сел в 12-й трамвай (проезд в Ижевске стоит 13 рублей) и в 15:17 приехал на остановку «Речка Карлутка». Без труда найдя гостиницу Иж Отель, я оплатил свое проживание (с ежедневными завтраками в местном баре) и в 15:40 был уже в номере.

Гостиница Иж Отель — бывший санаторий-профилакторий Ижевского машиностроительного завода.

О моем номере 306 стоит рассказать отдельно. Эта гостиница — бывший санаторий-профилакторий завода Ижмаш; когда она преобразовалась в гостиницу, то многие номера (во всяком случае, на 4 этаже) были отремонтированы и приведены в гостиничный вид, третий же этаж остался нетронутым, здесь дешевые, так называемые общие, номера. Номер — это двухкомнатная секция (в одной комнате две кровати, в другой три) с туалетом и душевой комнатой. Как и в Перми, я все дни жил в номере один, в комнате с двумя кроватями. Всё тут обшарпано, облезло, перекладина для вешалок в шкафу падает от малейшего прикосновения, зеркало в туалете не висит на стене, а стоит на раковине на уровне живота, крышка и ручка у унитаза отсутствуют, сиденье стоит рядом на полу и пр. и пр. Дверь на балкон (окна не открывались совсем) в открытом состоянии не держалась, поэтому я вставлял туда свой несессер. Славная советская обстановка :) Зато в моей комнате было три кресла и большой журнальный столик; словом, жилось мне в нем вполне уютно. Главное, туалет с раковиной и горячей водой под рукой.

Кстати, о горячей воде. В туалете-то она была, а вот в так называемой душевой (комната с метлахской плиткой на полу и душем на стене) ее не было. Поэтому помыться меня 5 августа пустили на 4-этаж, в супер-евро-номер с душевой кабиной :)

Так называемый общий номер. Я спал на кровати слева :)

А это вид из окна номера. Елка, шишки и индустриальный пейзаж.

После заселения я в 16:10 отправился на прогулку по городу; заодно предстояло где-нибудь поесть. Вообще, Ижевск после Перми производит разочаровывающее впечатление. Такое ощущение, что попал в родной Екатеринбург: серость, хаотичная застройка, бетонные плиты на трамвайных остановках, песок на асфальте, какая-то общая неухоженность... Типичный промышленный город. Но ведь Пермь тоже промышленный, это не мешает ей быть красивой и современной!

Доехав на 10 трамвае до остановки Центр (она так и называется), я довольно быстро по улице Советской спустился к городскому пруду и пошел по набережной. Вот набережная в Ижевске действительно красива! Много цветов, дизайн, огромные крутые зеленые холмы, террасами спускающиеся к пруду.

Набережная городского пруда, горожане ею гордятся. И правда красиво!

Вид с набережной. Огромный холм оформлен в виде красивых зеленых террас.

Прогулявшись по набережной, я поднялся на холм и оказался на улице Горького, что идет вдоль пруда. По ней я дошел до летнего кафе Помидор, где и поел в 17:30. Рядом с кафе — небольшая городская скульптура; больше я в Ижевске городских скульптур не видел.

Улица Горького. Единственная городская скульптура, которую я встретил в Ижевске. Мальчик настоящий :)

Продолжая гулять, я свернул с Горького на Кирова и на углу улиц Кирова и Карла Маркса обнаружил великолепнейший гастроном Океан. От одного разнообразия только живой рыбы, моллюсков и прочего разбегаются глаза; гастроном огромный, изобилие продуктов полнейшее, кассиры супервежливы :) Купив себе на ужин кефир, хлебцы и форель в нарезку на подложке, я около гастронома сел на 10 трамвай и в 18:55 приехал в гостиницу, а в 19:10 устроил себе второй ужин. В 21:20 лег спать.

4 августа, четверг

Ижевский зоопарк, музей истории Ижмаша

Встал я аж в 7:40 (в Екатеринбурге уже 9:40) и в 9:10 пошел на завтрак в так называемый бар при гостинице. Завтрак был весьма неплох: овсяная каша, сарделька, бутерброд с сыром, чай. Выйдя в 9:30 из гостинцы, я к 10:20 приехал на 10 трамвае к зоопарку.

Вход в зоопарк — уже отлично!

Ижевский зоопарк — это нечто! Он располагается рядом с ЦПКиО имени Кирова, имеет площадь 18 га и является одним из лучших не только в России но и, пожалуй, в мире. Звери, особенно крупные, содержатся не в клетках, а в огромных загонах, где сымитирована дикая природа (трава, бревна, камни, водопады, искусственные реки). Животные чувствуют себя как в естественной среде обитания. Словом, около первого же загона с волками я был просто потрясен. Тем более что никих решеток нет и на волков можно смотреть обычным образом. Вообще, во всём тут чувствуется любовь к животным: всё обустроено, ухожено, красиво. Животные вполне упитанны и выглядят здоровыми и счастливыми. Никакого сравнения с пермским и даже с екатеринбургским зоопарком...

Волки. Большая территория, искусственная река, водопад...

Тиграм тоже неплохо живется :)

Птичка. Большой с любовью сделанный вольер.

Смысл этого лозунга никто из посетителей, кажется, так и не понял. Зачем нефть белкам? Съесть они ее не смогут, продать тоже...

А это сами понимаете кто. Ему тоже тут вольготно.

Снова волки. Посетители могут смотреть на них почти в естественных условиях.

Около каждого загона или вольера тут находится подробное описание находящихся внутри животных. Так, около вольера с семейной парой рысей я прочитал, что рыси никогда не умывают сами себя, а только друг друга.

Рысь-мальчик. Девочка в этом же вольере, неподалеку.

И олени вообще почти на свободе. Просторный загон, и все посетители могут с ними общаться.

В 12:30 я пообедал в кафе, что на территории зоопарка. Посетителей в кафе много, уловил подзабытое уже тюркско-русское словечко «айда» :) Погуляв еще немного и посмотрев на белую львицу со львенком, я в 13:45 вышел из зоопарка и пошел гулять по городу. Прошелся снова по набережной, посидел на лавочке, погрелся на солнышке.

К 15:00 я подошел к музею истории Ижмашзавода и до 15:40 был в нем. Музей отличный. Сначала словоохотливый экскурсовод расссказывал мне про конструкторов Мосина, Калашникова и Драгунова, про то, что Минобороны не заказывает новые образцы автоматов, и приходится делать 200 тыс. штук АК-74 под 5,56 мм патрон для Ливии :) Затем я осмотрел саму экспозицию: на стендах сотни единиц оружия, патронов, управляемых снарядов и прочего. Заводу этому уже 250 лет; он выпускает, кроме оружия, еще мотоциклы и некоторое оборудование для космоса.

Да, посмотреть тут есть на что! Например, 5,45 мм автомат АК-107 с магазином на 60 патронов, авиапушки, спортивное и специальное оружие...

Музей истории Ижмаша располагается практически на набережной.

Это лишь малая часть продукции, выпускаемой заводом.

В 16:25 я вернулся в гостиницу, а в 18:40 спустился на ужин в бар и съел весьма неплохое жаркое из говядины в горшочке. В 21:20 у меня был второй ужин (хлебцы и Спрайт), а в 21:40 я лег спать.

5 августа, пятница

Вечный огонь, национальный музей Удмуртии, музей Калашникова, ЦПКиО

Проснувшись в 8:10, я в 9:35 спустился на завтрак. Кормили в этот день как на убой: яичница из двух яиц, две сосиски, бутерброд с маслом и с сыром, два блинчика с мясом, чай. Всего я, конечно, не съел, и уже в 9:50 вышел из гостиницы.

Сегодня я решил прогуляться пешком и по карте пошел в сторону мостика через Карлутку. Мостик оказался на месте, я перешел через речку и очутился на улице Лихвинцева, которая мимо Ижевского радиозавода в 10:20 вывела меня на Карлутскую площадь, в самый центр города.

Карлутская площадь. Центр города.

На северном краю этой площади, перед зданием Госсовета Удмуртии, находится Вечный огонь с мемориалом в честь погибших в годы Великой Отечественной войны. Рядом гуляла свадьба, две белые лошади были запряжены в карету, а один из гостей предупреждал жениха, что лошадь может укусить его за ухо. На скамейке рядом с танцующими гостями сидела бабушка лет 70, играла на баяне и пела «А тебя со мною рядом нет».

А вот и свадьба. Справа — бабушка, играющая на баяне.

Рядом с Вечным огнем находится Национальный музей Удмуртской республики, куда я и направился в 10:30. Конечно, он не сравнится с Пермским краевым музеем, но и в нем было на что посмотреть: много муляжей, воспроизводящих быт народов Удмуртии, много интересных археологических находок, предметов быта. Весьма интересны экспонаты, отражающие космическую тему (на космос работают Ижмаш и завод Прогресс): бортовая аптечка, рационы питания и пр.

Национальный музей Удмуртской республики.

В 11:30 я вышел из музея и пешком мимо резиденции Президента Удмуртии направился в музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М. Т. Калашникова, что недалеко от Карлутской площади, на ул. Бородина, 19. Музей этот гораздо беднее по сравнению с музеем истории Ижмаша: оружия гораздо меньше, хотя гораздо больше экспонатов, рассказывающих о жизни и творчестве самого Михаила Тимофеевича. Кроме зала Калашникова, есть еще два зала: космической тематики и экспозиция, посвященная бывшему главному инженеру Ижмаша, впоследствии работавшему в Госплане и Правительстве СССР, Ю. Д. Маслюкову.

Резиденция Президента Удмуртии.

Помпезный вход в музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени Калашникова.

Блок наземной телеметрической аппаратуры — устройство магнитной записи.

Выйдя в 12:45 из музея, я пешком дошел до центральной площади (так она называется) Ижевска, немного посидел на лавочке, а затем на трамвае поехал в ЦПКиО имени Кирова. Пообедав с 13:30 до 14:00 в пиццерии около ЦПКиО, я около часа гулял по этому довольно маленькому парку, сидел на скамеечке и наблюдал за работающим аттракционом Червячок.

Наверно, входы в ЦПКиО во всех городах похожи :)

В 14:55 я от парка пешком по улице Кирова направился к гастроному Океан. Там я купил еду на вечер и в дорогу, затем на 10 трамвае доехал до гостиницы и в 16:00 был в номере. Администратор дала мне ключ от номера на 4 этаже, там я помылся, а потом устроил себе полдник и отдых :)

С 19:00 до 19:15 я поужинал в баре гостиницы, съев два блинчика с мясом, после чего стал собираться для завтрашней дороги: упаковал сумку и убрал ставшую уже ненужной карту Ижевска. Убирание карты города в последний день пребывания в нем превращается у меня в своеобразный ритуал :)

После всего этого я заказал на завтра на 9 утра такси и в 20:55 лег спать.

6 августа, суббота

Переезд в Камбарку, кафе «Контрабас» и магазин «Магнит»

Проснулся я по будильнику в 7:00. Позавтракав с 8:30 до 8:50, я в 9:00 сел в приехавшее такси и уже в 9:15 был на вокзале. Времени до отправления моей электрички было еще много, я позвонил домой, посидел на перроне на лавочке и около 10:20 пошел на посадку. Прощай, Ижевск...

Электричка Ижевск–Красноуфимск. Чисто и немноголюдно.

Электричка была пунктуальна. Отправившись ровно в 10:33, она ровно в 13:39 приехала в Камбарку. По пути нас посетили два сердитых милиционера господина полицейских, которые чуть не арестовали одного из пассажиров за то, что он вышел покурить в тамбур (нарушение!), оставив в вагоне свою сумку без присмотра (второе нарушение!) Вторым интересным событием во время поездки была, пожалуй, стоянка в Агрызе в течение 25 минут; после нее электричка поехала в другую сторону :)

В Камбарке моросит дождик — второй за время моего путешествия (больше дождей не было!). Сойдя с электрички, я сел в поджидавшую нас рядом с вокзалом маршрутку № 3 и минут за 10 за 14 рублей доехал до центра города, то бишь до городской администрации, рядом с которой на берегу пруда и располагается гостиница «Парус».

Город Камбарка, легендарная гостиница «Парус».

В гостинице мне был предложен либо номер за 570 рублей, но без горячей воды, либо за 700, но с горячей. Цены, однако :) в Перми и Ижевске номер в сутки стоил 500 рублей... Я выбрал номер с горячей водой и уже в 14:00 заселился. Мой номер 304 традиционно на третьем этаже, в нем две кровати, но я традиционно все дни жил один. Туалет с раковиной, ванной (!) и горячей водой (в Камбарке горячей воды нет в принципе, но в гостинице стоит нагреватель), холодильник (!) и телевизор. Телевизор ловит три программы: первый канал, Россию и канал «Моя Удмуртия», большую часть времени, правда, транслирующий питерский 5-й канал.

А вот и мой номер 304. Спал я на соседней кровати.

Традиционный вид из окна. Городской пруд и ДК Камбарского машиностроительного завода.

В 14:30 я вышел из номера и стал думать, где бы пообедать. Легендарная столовая «Парус», находящаяся в гостинице, сегодня не работала, так как обслуживала свадьбу; в воскресенье (то есть завтра) в Камбарке вообще ничего не работает :) По совету администратора гостиницы я по переулку Комсомольскому направился в кафе Контрабас (перекресток Комсомольского переулка и Первомайской улицы).

Со вкусом оформленное кафе «Контрабас».

Кафе оказалось весьма неплохим: со вкусом оформленным и недорогим. Съев с 14:40 до 14:55 полный обед из первого и второго за 90 рублей, я вышел на улицу и под мелким моросящим дождиком отправился в магазин Магнит, чтобы закупить продуктов на сегодняшний вечер, полный завтрашний день и утро 8 августа. После закупки продуктов, по пути в гостиницу, на перекрестке Советской и Карла Маркса, около мемориала, я встретил ту самую свадьбу. Вероятно, после фотографирования около памятника они и собирались направиться в столовую на банкет.

Мемориал в честь героев Великой Отечественной войны (угол улиц Карла Маркса и Советской).

В 16:00 я вернулся в номер, разгрузил продукты; сыр, колбасу и йогурт закинул в холодильник и стал исследовать телевизор и холодильник: всё работало. В 18:00 к столовой, что на первом этаже гостиницы, подъехала свадьба, и тут произошло чудо: дождик перестал, тучки рассеялись, небо очистилось и стало голубым! Больше за все время моего путешествия дождей не было.

В воскресенье столовые и кафе в Камбарке не работают. Пришлось затариваться продуктами :)

С 18:50 до 19:15 я устроил себе ужин из купленных продуктов: бычки в томате, томатный сок, печенье. Дальше (впервые с 31 июля!) залег смотреть телевизор и посмотрел замечательный старый советский фильм «Сицилианская защита» с Николаем Волковым и Александром Абдуловым. Лег спать около 22:00.

7 августа, воскресенье

Городская плотина, музей, северный микрорайон, волшебное болото

Поднявшись в 8:10, я с 8:50 до 9:15 позавтракал у себя в номере, вышел из гостиницы в 9:50 и по набережной городского пруда пошел в северную часть города. Светило солнышко, настроение было отличное. Вдоль набережной растут васильки, на самом пруду плещут небольшие волны; почти идиллическая картина небольшого провинциального городка.

Вдоль берега городского пруда растут васильки...

Сама плотина, видимо, когда-то регулировалась; во всяком случае, сохранилось какое-то довольно старое подъемное сооружение: редукторы, шкивы, блоки...

Это загадочное сооружение когда-то, видимо, управляло городской плотиной.

Пройдя мимо местного техникума (ныне Камбарский машиностроительный колледж), я довольно скоро оказался около местной бани, красная крыша которой хорошо видна на maps.google.com. От бани начинается улица Суворова, по которой я и прогулялся. Здесь относительно современные пятиэтажные дома, рядом уже начинается лес.

На обратной дороге мне навстречу попались два камбарчанина весьма выразительной внешности, лет 40. Один из них попросил закурить, а когда я ответил, что не курю, оба посмотрели на меня сочувствующим взглядом как на тяжелобольного.

Пройдя мимо проходной Камбарского машиностроительного завода (основан, между прочим, Демидовыми в 1767 году; сейчас выпускает тепловозы и прочую железнодорожную технику), я довольно быстро подошел к зданию местного музея, что находится рядом с районным судом. К сожалению, в воскресенье и понедельник в музее выходной; пришлось довольствоваться осмотром находящихся снаружи деревянных скульптур. Одна из них меня немного удивила: бородатый мужчина в простыне держал в вытянутой руке какую-то женскую ногу...

Очень интересный дяденька напротив городского музея, держащий в руках какую-то сучковатую ногу. Так я и не понял, кто это...

После музея мой путь лежал по Советской, затем по улице Никиты Манохина, а затем по Комсомольскому переулку. На углу последних располагается новое здание местной полиции; рядом находится обозначенное на моей карте странное болото. Странность его в том, что вся Камбарка стоит на песке, а в этом месте в глубоком котловане находится зеленая болотная жижа, из которой растут вполне нормальные высокие деревья. В Комсомольском переулке я еще встретил здание местной школы, которое мне очень понравилось: чисто, ухоженная территория, много цветов, современный пристрой со спортзалом.

Уже в 12:00 я вернулся в гостиницу, с 13:15 до 13:45 пообедал (печень куриная в консервной банке), после чего устроил себе большой отдых с телевизором. С 18:35 до 18:55 поужинал и в 22:10 лег спать.

8 августа, понедельник

Прогулка по городу, рельсосмазыватель, супервагон

Вот и подходит к концу мое небольшое путешествие... Встав в 7:55, я с 8:25 до 8:50 позавтракал остатками продуктов (сыр Гауда, йогурт и сок) и стал собираться. Собрался, немного отдохнул и в 11:45 вышел из гостиницы.

На вокзал решил идти пешком, благо времени впереди было очень много. Не спеша пошел по Советской, прошел мимо редакции газеты «Камская новь», с 12:05 до 12:30 пообедал в уже знакомом мне кафе Контрабас (съел солянку, котлету с рисом и чай опять на 90 рублей!), в одном из магазинчиков купил магнитик с зимним видом Камбарки, на холодильник (подобные магнитики я покупал и в Перми, и в Ижевске), затем свернул по улице Никиты Манохина и двинулся в сторону вокзала.

До вокзала идти оказалось недолго. Прошел мимо Камбарского завода газового оборудования, по переулку Песчаному, улице Пушкина и оказался на станции. Немного вдоль железнодорожных путей и я на вокзале.

Вокзал Камбарки. Построен при царе Горохе, но еще 100 лет простоит...

Времени всего 13:20, а поезд у меня в 15:27. Впереди два часа, делать абсолютно нечего. Сидел на скамеечке около вокзала, грелся на солнышке, смотрел на проходящие поезда. Дежурная по станции объявила, что по второму пути проследует рельсосмазыватель: никогда не знал, что рельсы, оказывается, смазывают... Сам рельсосмазыватель оказался ничем не примечательным с виду, похожим на маленький локомотивчик.

Когда солнышко стало особенно сильно припекать и мне стало особенно жарко, я спрятался в здании вокзала. Там было абсолютно пусто... Иногда заходили пассажиры, покупали какие-то билеты, смотрели расписание и уходили.

Внутри вокзала ни души...

Точно по расписанию, в 15:27, приехал поезд. Стоянка его была всего 2 минуты, но я хорошо рассчитал место, поэтому в свой 10-й вагон залез практически сразу. Вагон суперсовременный, туалеты в нем работают и на остановках, красивый дизайн, электронные табло... У меня верхняя полка; внизу едут мама (лет 45) с дочкой (лет 20), сверху никого нет. На станции Янаул на верхнюю полку рядом с моей пришел дядечка лет 60; забирался он на нее каким-то необычным способом, с торца, и это упражнение давалось ему явно не легко. Ко всему прочему он еще периодически слезал, чтобы пойти покурить, а потом залезал обратно.

Суперсовременный вагон поезда Москва–Барнаул, в котором я возвращался в Екатеринбург. Вид с моей второй полки :)

Как только мы отъехали, я перевел часы на Екатеринбургское время, так что далее всё пишу именно по Екатеринбургскому времени. В вагоне стоит запах кофе и растворимых супов :) С 18:30 до 18:40 я, не слезая со своей второй полки, съел купленный в Камбарке Твикс и выпил маленький пакетик яблочного сока; всю дорогу до Екатеринбурга я то дремал, то смотрел в окно; когда стемнело окончательно, я заснул.

9 августа, вторник

Возвращение

В 01:45 (с опозданием всего на 5 минут) поезд прибыл в Екатеринбург, прямо на первую платформу. Я по телефону вызвал такси и уже в 01:58 был дома. Ну вот и всё, собственно... Мне понравилось :)